14 марта 1:05
Супервизионная мастерская «Страхи, мешающие на пути помогающего специалиста/практика»

5 ноября 2024

< 1 мин

Не бойтесь пауз и уточнений: как развить технику активного слушателя

Поделиться:
Дарья

В обычной жизни мы чаще всего используем поверхностное слушание, то есть преимущественно делаем вид, что слушаем, не вслушиваясь по-настоящему в речь говорящего. И в этом кроется главная ошибка коммуникации: впоследствии мы не можем понять, что именно имел в виду человек, или обижаемся, если нас не хотят слушать в ответ. О том, как этого избежать, рассказывает Ольга Рыбина сертифицированный коуч МСС ICF.

А ты многозадачный специалист?
Узнай об этом, ответив на 10 вопросов, и получите подарок

При поверхностном слушании люди находятся в своих внутренних процессах. Пока говорит другой, они сравнивают его историю со своей жизнью, параллельно думая: «А как это у меня?».

Беседа на этом уровне часто напоминает перетягивание каната:

— А у меня…

— А вот у меня…

При таком общении для каждого главное — не услышать другого, а скорее дождаться своей очереди говорить. Это не значит, что поверхностное слушание нужно полностью исключить из жизни. У него есть важный плюс — оберегать нас от лишней информации.

Но, к сожалению, привычка общаться так на бытовом уровне зачастую переходит в плоскость более важных для нас коммуникаций и совсем не помогает организовывать их эффективно. Невозможно строить прочные отношения, когда каждый на своей волне.

Противоположным этому считается активное слушание, когда вы даете понять собеседнику, что услышали его. Техники активного слушания применяются в психологическом консультировании и коучинге. При этом их легко освоить и использовать в обычной жизни и в работе для выстраивания более качественных и глубоких взаимоотношений.

Не бойтесь молчания

Здесь, кажется, все просто, но на деле не все так просто. Выделяют два вида пауз:

  • Когда я молчу, чтобы дать собеседнику возможность высказаться. Выдерживание паузы слушающим позволяет говорящему больше прислушаться к себе, проявиться и рассказать, что его волнует.
  • Когда я замолкаю вместе с собеседником. Этот вид паузы боятся почти все. Именно ее мы прозвали неловкой и спешим поскорее заполнить любыми словами. Но на самом деле тишина, которая создается такими паузами, нужна обоим собеседникам.

Говорящий может в это время что-то переосмыслить, добавить, прочувствовать. А слушающий — лучше сконцентрироваться и вникнуть в речь собеседника. Например, при общении с детьми взрослые часто торопятся высказать свое мнение, дать оценку, как-то отреагировать. Однако дети соображают не так быстро, как мы. Выдерживание пауз помогает им почувствовать свою значимость, так они начинают больше доверять родителю.

Если говорить о рабочей коммуникации, то в бизнес-диалогах паузы делают общение глубокомысленным. Они придают слушающему значимости, ведь именно к нему переходит власть, когда оппонент высказался.

Уточняйте смысл слов

Мы все говорим на одном языке, но иногда используем разные словари. Что это значит? Слова могут быть одни и те же, но смыслы, которые за ними стоят, совершенно разными.

Допустим, в дружеской беседе мы предлагаем: «Давайте соберемся нашей компанией!». И все понимают, что в данном случае речь о компании друзей. Однако в бизнесе это слово, как правило, используется в другом смысле. Теперь представьте, что у нас нет контекста. В разговоре со знакомым вы произносите: «И вот моя компания…». В таком случае неизвестно, что он подумает. И хорошо, если уточнит: «Говоря о компании, что ты имеешь в виду?».

В данном примере у термина «компания» действительно есть разные значения. А если речь идет о более глубоких смыслах, на первый взгляд, понятных слов (особенно обозначающих абстрактные понятия), важно их уточнить:

— Когда ты говоришь «счастье», про что это для тебя?

— А «уверенность»? В чем она для тебя заключается?

Уточнение помогает избежать недосказанности и лучше понимать друг друга. Таким образом, мы не теряем время на молчаливые додумывания, и нам проще договориться. Привычка уточнять качество любого диалога.

Не бойтесь переспрашивать

Не нужно подробно или даже дословно пересказывать речь собеседника. На деле это не всегда необходимо и, более того, может быть даже нужно. Лучше использовать точное, но краткое резюмирование.

Предположим, в рабочей коммуникации собеседник говорит в течение трех минут. Если в результате обсуждений вам важно условиться в договоренностях, то, когда он закончит, следует обозначить ключевые моменты сказанного. Однако есть риск, что вы повторите то, что сами посчитали важным, и упустите значимое для собеседника. Поэтому в конце резюмирования рекомендуется уточнить суть у говорившего.

Просто закончите высказывание так: «Я все верно перечислил? Или вы хотите что-то добавить?». При решении деловых вопросов это помогает внести ясность и конкретику, на которую можно опираться.

Если говорить о семейных отношениях, то представим такую ситуацию: ребенок эмоционально рассказывает маме про своего друга. Делится, как ему что-то понравилось. При этом звучит все очень сумбурно и невпопад. После этого монолога мама говорит: «Я так поняла, что тебе нравится общаться с ним, ты хочешь провести с ним время, и сейчас тебе нужно наше разрешение. Верно?».

Такое резюмирование дает возможность собеседнику (в данном случае — ребенку) понять, что вы его услышали. А значит, он вам не безразличен. В беседе вы мыслями были с ним. Такой контакт, опять же, помогает формировать доверительные отношения.

Высказывайте свои истинные чувства в ходе разговора

Сообщения в разговоре могут быть трех типов:

  • Я сообщаю, как вижу тебя.
  • Я сообщаю, как вижу себя и что чувствую во время беседы.
  • Я сообщаю, каким вижу процесс нашего общения и ход разговора.

Я сообщаю, как вижу тебя. В послания такого формата мы говорим, как воспринимаем собеседника, и делимся своими впечатления о нем. Наиболее эффективно делать это с помощью формулы «Мне кажется…»:

— Мне кажется, что ты ушел в свои мысли.

— Мне кажется, эта тема для тебя особенно важна.

Благодаря такой форме сообщения мы даем говорящему возможность скорректировать наши впечатления и поделиться своим восприятием.

Я сообщаю, как вижу себя и что чувствую во время беседы. Здесь мы делимся тем, что происходит с нами во время речи говорящего:

— Мне больно слышать то, что ты говоришь.

— Ты знаешь, я слушаю тебя, и мне радостно…

— Мне тревожно от твоих слов.

Зачем делиться тем, что с нами происходит? Почему это важно? Так мы даем собеседнику понять, какие чувства у нас вызывает его мнение. Особенно это полезно в конфликтных ситуациях.

Я сообщаю, каким вижу процесс нашего общения и ход разговора. В таком типе сообщений мы также используем сочетание «мне кажется»:

— Мне кажется, что сейчас мы вышли из контекста и потеряли нить разговора.

— Мне кажется, что мы перестали ориентироваться на результат, который запланировали.

— Знаешь, у меня ощущение, что наш разговор идет не в ту сторону.

Ключевое в этой технике: не утверждать как факт, а сообщать, что вам сейчас показалось. Ведь вы могли ошибиться. Зная ваши ощущения, у собеседника появляется возможность пояснить, почему ему важно говорить именно об этом, и согласовать с вами дальнейшее обсуждение.

Для рабочей коммуникации и в сфере бизнеса эта техника особенно актуальна. Потому что иногда, увлекаясь рассказом, люди забывают цель, ради которой собрались.

Вам могут быть интересны следующие статьи:
Для успешного общения дома и на работе важно не только то, как мы говорим, но и как слушаем.
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дарья
Рекомендуемое
Поиск
Навигация по блогу
Давайте познакомимся