Как коучу работать с сопротивлением клиента
Каждый коуч так или иначе встречается с сопротивлением клиента, которое, собственно, и мешает клиенту самостоятельно достигнуть свою цель. Для коуча сопротивление клиента несомненно и подарок, и вызов. Ведь, с одной стороны, заметив сопротивление, коуч может предложить клиенту исследовать что сейчас происходит и обнаружить, что важное для клиента стоит за сопротивлением. А с другой стороны необходимо, остаться в партнерской позиции и доверить клиенту выбор направления работы, не настаивая и принимая решение клиента как условие работы, а не преграду к ней.
Тем более, что внутреннее сопротивление зачастую маскирует собой внутренний конфликт, который может быть про болезненный выбор клиента, к которому клиент еще не в полной мере готов и воспринимает свою ситуацию как совокупность внешних факторов, а не внутренних противоречий.
Какие же существуют инструменты у каждого коуча, чтобы его работа была эффективна для клиента и происходила в рамках коучинговых отношений, как того диктуют компетенции и этический кодекс?
Одним из важнейших инструментов для коуча является внимание. Если клиент, принеся в сессию свои чувства и интерпретации, остается одиноким в пространстве, организованном коучем и не получает отклика на свою проявленность, то непосредственно состояния и мысли, вызвавшие наиболее сильную тревогу или то самое сопротивление, клиент может дальше не вынести на обсуждение с коучем. И таким образом, работа продолжится на более поверхностном уровне, чем причина, по которой клиент испытывает трудности.
Также эффективным и важным инструментом в работе коуча является установление доверия между коучем и клиентом, что влияет прямым образом и на ход отдельной сессии, и всего контракта, в случае долгосрочной работы. Поэтому коучу важно помимо внимания на ход сессии, еще и вовремя откликнуться, дав понять клиенту, что он в безопасности, его здесь видят, слышат, замечают и принимают целиком вместе с успехами, провалами, эмоциями и решениями.
При этом важно помнить, что формирование доверия у каждого человека происходит по-разному и с разной скоростью, поэтому коучу важно проявлять заботу, помня, что все, что происходит в сессии, должно происходить для клиента и во благо клиенту. Поэтому не стоит спешить с поиском глубоких чувств, если перед вами не чувствительный клиент и, наоборот, рефлексивному клиенту дать возможность почувствовать себя принятым, даже если клиент вместо обозначенной твердой цели фиксируется на своих эмоциях.
Здесь пора вспомнить еще про один доступный инструмент коуча — это прямая коммуникация. Этот инструмент позволяет коучу быть для клиента отражением тех процессов, которые клиент игнорирует или не берет во внимание, проживая привычные для себя сценарии поведения. Соответственно заметив что-либо влияющее на ход сессии (будь то реакции клиента, его интерпретации или изменения в состоянии самого коуча), можно предъявить это клиенту как еще одну вводную и тем самым помочь своему клиенту осознать, что еще влияет на решение вопроса и этим помочь повысить клиенту, собственно, управляемость ситуацией.
В целом, результат работы с сопротивлением клиента — это вопрос устойчивости коуча в момент неустойчивости клиента. Поэтому так важно для коуча отслеживать не только реакции клиента, но и свои реакции, чтобы происходящее продвигало и поддерживало клиента в его движении и при этом позволяло коучу сохранить себя, свою партнерскую роль в отношениях с клиентом и свою идентичность как специалиста с собственным опытом и багажом инструментов, благодаря которому клиент и выбрал конкретного коуча.
Здесь самое время напомнить о важности регулярных супервизий для поддержки и развития самого коуча, чтобы быть для клиентов тем партнером, которому можно доверять и приносить в работу самое важное, что есть у клиента — реализацию важных для него потребностей и задач.
Автор: Алина Цитрон
Коуч, трекер, предприниматель
Волонтер ФПКиН комитета Аккредитации
Спикер МИП