Главная страница > Новости из мира коучинга и наставничества > Психология в коучинге: Применение психологических теорий и концепций в коучинге.
Психология в коучинге: Применение психологических теорий и концепций в коучинге
В современном мире коучинг и психологическое консультирование становятся всё более популярными методами развития, поддержки людей в различных сферах жизни и способами справляться с жизненными трудностями.
Количество обратившихся к коучам и психологам растет с каждым годом, только за 2023 год число обращений выросло в 1,5 раза.
Психологические теории плотно вплетены в процесс коучинга и являются основой, как для проявления профессиональных компетенции, так и для качественных результатов клиента.
Коучинг по своей структуре основан на принципах гуманистической психологии и направлен не только на раскрытие потенциала человека, но и признание личности такой, какая она есть: достаточной и целостной системой, способной к самоактуализации. Эффективность коучингового процесса во многом зависит от понимания психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения и взаимодействия.
Рассмотрим ниже, какие теории и концепции психологии применяются в коучинговом процессе.
Основываясь на КПТ, коуч, в процессе работы, помогает клиенту фокусироваться на изменении мыслительных паттернов.
Через проявление 7 компетенции, приглашая клиента к осознанности ( вставить ссылку на модель компетенции ФПКиН), обнаруживая вместе с клиентом его негативные убеждения и ограничивающие мысли.
Одной из ключевых концепций в коучинге является трансформационное обучение, предложенное Дэвидом Колбом. Эта модель подчеркивает важность опыта и рефлексии, где клиенты учатся на своих ошибках и успехах. Проявление 7 и 8 компетенции в коучинговом процессе, помогает клиенту в переосмыслении опыта, что способствует глубокому пониманию себя и личностным изменениям.
Знание о различных теориях мотивации, таких как теория самоопределения и иерархия потребностей Маслоу, теории потребностей по Симонову, теория МакКлеланда — позволяют коучу более глубинно слышать клиента, тем самым проявлять 6 компетенцию. А это в свою очередь создает доверительное пространство для формирования клиентом индивидуальных стратегий в достижении своих целей.
Теория Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является лишь то, что существует в пределах субъективного опыта. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно, «взглянув на ситуацию его глазами». В коучинге данная теория проявляется через 4, 5, 6 компетенцию. Эти навыки помогают коучу установить доверительные отношения с клиентом, создавать пространство для открытого и честного общения. Проявлять эмпатию и адаптировать подход к потребностям клиента, где клиент рассказывая «свою» историю, понимает, в том числе, больше и самого себя.
Новый и уникальный подход к самореализации и психологическому здоровью, основанный Ричардом Шварцем. Знание данной теории возможно проявлять через работу с клиентом на уровне «Кто?», тогда когда коуч исследует, из каких “Ролей” он взаимодействует со своей задачей. Помогая обнаруживать и исследовать свой внутренний мир, привычные стратегии поведения, чтобы адаптировать их к решению существующей задачи клиента.
Нейронаука совсем недавно стала важным аспектом в коучинге. Понимание того, как функционирует мозг, как формируются привычки и, как работать с эмоциональным интеллектом, позволяет коучам разработать более эффективные методы взаимодействия с клиентом и формировать свой уникальный стиль коучинга. Например, использование техник осознанности может помочь клиентам лучше регулировать свои эмоции и повышать уровень концентрации.
Заключение
Психология играет ключевую роль в коучинге. Применение психологических теорий и концепций предоставляет коучам инструменты для более глубокого понимания своих клиентов и их потребностей. Это делает коучинг не только более эффективным, но и более значимым процессом, который способствует стабильному личностному росту и качественному развитию человека.
Коучинг – это не просто метод, а комплексный процесс, сочетающий в себе элементы психологии, образовательных концепций и личного опыта. Каждый коуч, вооруженный знаниями из психологии, имеет возможность построить более эффективные и результативные взаимодействия, способствующие личностному и карьерному росту клиентов. Ключевым моментом является создание безопасного и поддерживающего пространства, где каждый клиент чувствует себя уверенно, исследуя и достигая своих целей.
Статью подготовила Светлана Шаталина, коуч ACC ICF, практический психолог, консультант в сфере сексуальных отношений.