ИИ в коучинге: что уже происходит?
Сегодня на рынке появляются ИИ-решения для коучинга, такие как чат-боты и приложения, способные вести разговоры, помогать ставить цели и отслеживать их достижение. Они предоставляют поддержку клиентам, используя продвинутые алгоритмы обработки языка и машинного обучения.
Исследования показывают, что ИИ уже может быть эффективным в решении следующих задач:
- Помощь в достижении целей. Чат-боты используют модели, подобные GROW и теории достижения целей Гранта, для помощи в постановке целей и отслеживании прогресса.
- Развитие осознанности. Цифровые коучи обучают навыкам саморегуляции и эмоционального управления через медитации и когнитивно-поведенческие техники.
Одно из исследований в Stellenbosch Business School в Южной Африке продемонстрировало, что участники, взаимодействующие с ИИ-коучем, показали улучшение в достижении целей, сопоставимое с результатами работы с профессиональными коучами.
Возможности ИИ для коучинга
На сегодняшний день искусственный интеллект уже может:
1. Демократизировать коучинг. Уменьшая стоимость и делая услуги доступными, ИИ позволяет большему числу людей работать над собой.
2. Ускорить процесс. Так как сбор и анализ данных о клиенте происходит мгновенно, то это экономит время коуча.
3. Служить дополнением. Коучи могут использовать ИИ для автоматизации рутины, а также для сбора инсайтов о клиентах.
4. Поддерживать клиента между сессиями. Тогда, когда между сессиями, при необходимости в поддержке клиент может воспользоваться чат-ботом, снять эмоциональное напряжение, предложить упражнения и инструменты для самостоятельного использования, тем самым ускоряя процессы изменений клиента совместно с коучем.
Барьеры и ограничения
С использованием ИИ возникают вопросы, на которые стоит обратить внимание, чтобы соблюдать этические стандарты и обеспечить благополучие клиентов. Эти соображения включают:
- Защита данных. Безопасность и конфиденциальность данных клиента – приоритет в коучинге. Они нужны для защиты чувствительной информации от несанкционированного доступа или злоупотребления.
- Проявление эмпатии. Обращение с клиентами происходит уважительно, но без проявления эмпиричности, эмоциональный аспект, изменение интонации, невербальные проявления клиента ИИ заметить и обнаружить пока не может, а это чуть ли не 50% от основного вклада для качественных изменений клиента.
- Автономия клиента. Поддержка решений клиента и уважение его права выбирать свой путь основа работы коуча, и это зона развития искусственного интеллекта в коучинговом процессе.
- Прозрачность. Четкая и прозрачная коммуникация об использовании ИИ в коучинге, включая его возможности, ограничения и потенциальные последствия, необходима для построения доверия и поддержки информированного принятия решений. Если коуч предлагает своему клиенту опцию использования ИИ.
- Непредвзятость и гуманность. Предвзятость в алгоритмах ИИ может давать дискриминационные результаты и не может гарантировать справедливое и равноправное обращение со всеми клиентами.Что в свою очередь может стать предметом обсуждения с клиентом в рамках живой встречи и позволит коучу больше понять клиента, обнаружить ценности клиента и смысловые ориентиры.
- Ответственность. Очерчивание ролей и обязанностей в работе профессиональных коучей, так и ИИ в коучинге являются необходимым для обеспечения ответственности и этического поведения.
В настоящее время трудно сказать, можно ли создать коучинговые инструменты на основе ИИ, которые соответствовали бы всем стандартам этического кодекса ФПКиН и ICF. В текущий момент общедоступные языковые модели не способны им соответствовать и распознавать сигналы ухудшения ментального здоровья клиента и необходимости оказать дополнительную поддержку в экстренных ситуациях. Например, популярный сейчас GPT-4 не реагировал на упоминания о самоубийстве.
Кто выиграет от внедрения и популяризации ИИ?
Интерес к коучингу с использованием искусственного интеллекта только нарастает. Существуют опасения, что ИИ может вытеснить профессиональных коучей, однако существует и другая точка зрения: ИИ будет дополнять, а не заменять коучинг с живым человеком, как частично уже было освещено в разделе выше.
Коучи могут использовать новые инструменты как поддержку своих собственных тренингов и коучинговых навыков, так и использовать ИИ для улучшения коммуникации со своими клиентами.
Что может понадобиться?
Для этого образование профессиональных коучей должно включать в себя следующие аспекты:
- Умение интегрировать ИИ в коучинговую практику.
- Гибкость и самоосознание для работы в цифровой среде.
- Освоение новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность.
Уже есть мнение исследователей, что высококвалифицированные профессиональные коучи только выигрывают от появления технологии ИИ. Начинающие же обладают ограниченными знаниями и опытом в коучинге, ориентируются исключительно на модели и шаблонные вопросы и, скорее всего, будут частично вытеснены ИИ. И это может увеличить порог входа в профессию. Создавая более профессиональную среду.
Заменит ли ИИ коуча?
На данный момент ИИ больше подходит для работы с базовыми задачами: постановки целей, саморефлексии, управления стрессом. Однако для глубоких изменений, работы с ценностями и ролевыми конфликтами ИИ пока не способен заменить живого человека.
В будущем оптимальным решением станет скорее симбиоз: коуч будет использовать ИИ как инструмент, чтобы работать эффективнее, сохраняя фокус на человеческом взаимодействии.
Что это значит для коучей?
ИИ — это не угроза, а новый инструмент, который можно освоить и использовать во благо. Стремительно развивающиеся технологии открывают возможности для масштабирования коучинговой практики и усиления ее результатов.
Для коучей наступает новая эра, где адаптивность и готовность учиться станут основными конкурентными преимуществами. Вы готовы к изменениям?
Исследования приведенные в статье были отобраны с использованием базы Google Scolar на основании чтения аннотаций, в качестве поисковых запросов использовались следующие операторы и ключевые слова:(«chatbot» OR «conversational AI» OR «AI») AND («COACH*» OR «GOAL*» OR «HEALTH*» OR «WELL-BEING») «Coaching» AND («AI» OR «ARTIFICIAL INTELLIGENCE») OR «AI COACHING».
Используемые материалы:
1. Alexander G. Behavioural coaching-the GROW model. Excellence in coaching: The indus- try guide. 2010. С. 83–93.
2. Grant A.M. An integrated model of goal-focused coaching: an evidence-based framework for teaching and practice // Coaching researched: A coaching psychology reader. 2020. С. 115–139.
3. Kim K. Development and effectiveness of non-face-to-face coaching-based university ex- tracurricular programs-Focusing on S women’s university // Korean Journal of General Education. 2022. Т. 16. No2. С. 405–420. https://doi.org/10.46392/kjge.2022.16.2.405. EDN: IMUBOO
4. Mai V. et al. AI-based coaching: impact of a Chatbot’s disclosure behavior on the working alliance and acceptance // International Conference on Human-Computer Interaction. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. С. 391–406.
5. Passmore J., Woodward W. Coaching education: wake up to the new digital and AI coach- ing revolution! // International Coaching Psychology Review. – 2023. – Т. 18. No1. С. 58–72. https://doi.org/10.53841/bpsicpr.2023.18.1.58. EDN: ECOQEI
6. Strong N., Terblanche N. Chatbots as an instance of an artificial intelligence coach // Coaching im digitalen Wandel. 2020. С. 51–62.
7. https://procoach.ru/model-kompetenczij-kouchej-federaczii-professionalnyh-kouchej-i-nastavnikov/
Статья подготовлена на основе статьи
Барбиеру Анастасии Андреевны
магистра, студентки НАНО «Московский институт психологии» г. Москва, адаптирована к блогу Евгенией Тащилиной.